Компания
На главную На главную русской версии На главную украинской версии написать письмо

Автоматизированные системы управления, ERP системы, EAM, MRP II, BI, СЭД, управление ресурсами предприятий

Международная бухгалтерская интеграция (МСФО)

Международная бухгалтерская интеграция (МСФО)

Формирование финансовой отчетности согласно международным стандартам выполняется сегодня специалистами большинства стран Европы, Северной Америки и ряда стран, которые входили в бывший Советский союз. Официально бухгалтерская международная интеграция в Украине началась в июне 2011 года со вступлением в действие изменений в Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".  Публичные акционерные общества, банки, страховые компании, предприятия, которые проводят хозяйственную деятельность по видам, определенным Кабинетом Министров Украины в 2012 году, составляли так называемую «предварительную» МСФО–отчетность, которая по существу являлась тренировкой, предшествующей составлению полноценной отчетности по международным стандартам. С 2013 года такие предприятия уже должны представлять финансовую отчетность, соответствующую полномасштабным требованиям МСФО.

Основными качественными характеристиками, которые делают информацию в финансовой отчетности полезной, являются: понятность, уместность, надежность и сопоставимость. Чем могут современные компьютерные технологии и, в первую очередь, специализированные учетные системы помочь предприятию в формировании качественной отчетности по МСФО, если такая необходимость уже возникла?

Часто задача формирования отчетности по МСФО понимается и ставится как задача трансформации отчетности, подготовленной по ПСБУ,  в отчетность, соответствующую МСФО (ПСБУ - Положение (стандарт) бухгалтерского учета в Украине). По всей видимости, это не случайно, так как предприятие прежде всего готовит отчетность в соответствии с нормативными требованиями, определяемыми бухгалтерским и налоговым законодательством. Если такая работа выполнена, то создается впечатление, что имеющуюся отчетность надо просто по некоторым правилам преобразовать в отчетность по МСФО. Действительно, метод трансформации отчетности из одного стандарта в другой существует, но является всего лишь одним из возможных (и не всегда самым подходящим). Теоретически специалистами рассматривается два основных метода подготовки отчетности в международных стандартах: метод параллельного учета и метод трансформации отчетности.

Метод параллельного учета считается более громоздким с точки зрения реализации, но он в большей степени поддается автоматизации, в результате чего значительно снижается трудоемкость работ по составлению финансовой отчетности на уровне конечного пользователя. К тому же только этот метод способен обеспечить наивысший уровень надежности и сопоставимости отчетности.

Метод трансформации является наименее трудоемким, однако погрешность в оценке показателей финансовой отчетности может быть очень высокой.  В то же время этот метод в наименьшей степени подлежит автоматизации в силу того, что многие корректировки показателей выполняются экспертами исходя из их профессионального суждения, что в конечном итоге может послужить причиной ошибок и искажений.

Эти методы различаются трудоемкостью реализации и качеством получаемой на выходе отчетности, но в принципе поддаются автоматизации и, соответственно, реализуются различными компьютерными программами. Например, система Галактика ERP наряду с реализацией широкого спектра управленческих функций  позволяет вести бухгалтерский учет и формировать финансовую отчетность, соответствующую требованиям национальных стандартов бухгалтерского учета в Украине, а также Международным стандартам финансовой отчетности – International Accounting Standard  (МСФО - IAS /IFRS)  и Общепринятым учетным принципам – General Accepted Accounting Principles (US GAAP). Система поддерживает трансформацию финансовой отчетности из национальных стандартов в иные учетные стандарты, как методом параллельного учета, так и методом трансформации отчетности. 

Метод параллельного учета

Суть реализации метода в системе Галактика ERP состоит в следующем. Для каждого вида первичных хозяйственных документов создаются шаблоны формирования проводок – типовые хозяйственные операции (ТХО). В рамках одного шаблона можно настроить формирование проводок в нескольких регистрах учета, например, в планах счетов ПСБУ, IAS /IFRS, GAAP. Формирование проводок выполняется посредством процедуры разноски, когда к одному первичному документу привязывается ТХО и создаются бухгалтерские проводки согласно шаблону одновременно или раздельно для каждого регистра. Проводки по корректирующим записям регистрируются бухгалтерскими справками на последнюю дату отчетного периода. Учитывая возможности Галактики, предусмотрено регистрировать корректировки в первичных документах в валюте, формируя при этом проводки и в гривнах, и в валюте. Для каждого регистра учета настраиваются соответствующие отчетные формы (РАТ-формы), при настройке которых можно создать несколько идентичных вариантов, в том числе в разных валютах, на разных иностранных языках.

Чтобы сформировать бухгалтерскую и финансовую отчетность методом параллельного учета, необходимо:

1. выполнить разноску ТХО в первичных документах во всех регистрах учета, для которых есть шаблоны;

2. в конце отчетного периода индивидуально для каждого плана счетов выполнить:

2.1. дополнительные и корректирующие операции по правилам для МСФО, например:

2.1.1. реклассификационные для нематериальных активов;

2.1.2. реклассификационные для основных средств (инвестиционная собственность);

2.1.3. переоценка инвестиционной собственности (корректировка прибыли);

2.1.4. корректировка дебиторской задолженности на сумму резерва;

2.1.5. корректировка запасов на сумму резерва;

2.1.6. амортизация основных средств и нематериальных активов и др.

2.2. процедуру закрытия счетов для определения финансового результата для всех используемых регистров в соответствии с правилами соответствующих стандартов;

2.3. получить итоговую отчетность для каждого из регистров.

К примеру, решение, реализованное с помощью системы Галактика ERP для заказчика ДП «Селдико» позволило предприятию вести параллельный учет в национальных стандартах и МСФО, используя 14 уровней аналитики на бухгалтерских счетах, изменять проводки после даты закрытия отчетного периода, выполнять распределение затрат по брендам и коммерческим линиям, получать необходимые отчеты. Подобная схема реализации параллельного учета в данный момент находится в процессе опытной эксплуатации в издательском доме «Sanoma Media Украина», где наряду с параллельной разноской первичных документов по регистрам учета ведется единая картотека необоротных активов в разных планах счетов по правилам стандартов МСФО и ПСБУ.

Преимуществом метода параллельного учета в системе Галактика ERP является то, что с точки зрения бухгалтера нет разницы: в одном или нескольких планов счетов требуется отражать проведенные первичные документы. Достаточно один раз правильно сформировать первичный документ и использовать настройку системы. При этом метод обеспечивает беспрерывность, контроль и максимальную точность отчетной информации.

Метод трансформации отчетности

Основные входящие данные при методе трансформации отчетности берутся из готовой сформированной бухгалтерской отчетности по правилам ПСБУ. Однако на практике в системе к моменту формирования отчетности уже должна существовать база зарегистрированных проводок по правилам ПСБУ, поскольку построение бухгалтерской отчетности в системе происходит посредством обращения к суммам проводок, оборотам и сальдо счетов. Так же как и в предыдущем методе, для каждого регистра учета происходит формирование проводок по корректирующим записям  и настройка соответствующих отчетных форм (РАТ-формы). При проведении такой настройки пользователь задает формулы для расчета значений переменных. Здесь очень полезно свойство системы Галактика ERP, позволяющее в алгоритмах формирования отчетных показателей обращаться к значениям сальдо, оборотов, проводок одного или нескольких планов счетов.

Чтобы сформировать финансовую отчетность в МСФО методом трансформации отчетности, требуется:

  1. сформировать Баланс и другие формы отчётности согласно ПСБУ;
  2. скопировать план счетов и соответствующие отчетные формы, чтобы провести в них последующие корректировки;
  3. сформировать таблицу соответствия статей по отчетности в национальных  стандартах и отчетности в международных стандартах;
  4. провести экспертный анализ данных бухгалтерского баланса и определить перечень корректировок, вызванный различием правил учета по разным стандартам (это один из основополагающих пунктов трансформации)
  5. оформить корректировки с помощью бух. справок, зарегистрировать проводки в скопированном плане счетов (таким образом, в системе будет создана новая Книга проводок под этот план счетов, куда будут включены корректировки). Эти корректирующие записи должны учитываться при настройке РАТ-форм финансовой отчетности.
  6. сформировать Баланс и другие отчётные формы согласно стандартам международной финансовой отчетности.

Прочие методы подготовки отчетности в международных стандартах

Практика берет все лучшее из теории, добавляя опыт профессионалов, благодаря чему в системе Галактика ERP также реализованы и другие методы подготовки отчетности в международных стандартах.

Для реализации метода трансляции проводок  разрабатывается и настраивается таблица соответствия синтетических и аналитических разрезов регистров учета ПСБУ и IAS /IFRS и/или GAAP. В автоматическом режиме на основе таблицы соответствия производится трансляция проводок и таблицы сальдо — по данным учета ПСБУ за отчетный период, система генерирует таблицу проводок и сальдо в плане счетов для учета по международным стандартам. Так же как и в предыдущих методах, для каждого регистра учета настраиваются соответствующие отчетные формы (РАТ-формы). Чтобы сформировать финансовую отчетность в МСФО методом трансляции проводок, необходимо выполнить:

  1. все операции отчетного периода согласно ПСБУ;
  2. дополнительные и корректирующие операции по правилам для МСФО;
  3. процедуру закрытия счетов для определения финансового результата согласно МСФО;
  4. получить итоговую отчетность по международным стандартам.

Подготовка финансовой отчетности по методу быстрого закрытия отчетного периода (fast close) обеспечивает возможность фиксации доходов и расходов в момент возникновения с отложенной привязкой «запаздывающего» первичного документа. В системе реализован механизм обработки «документов начисления», позволяющий использовать ксерокопии документов, заменяющие их справки и т.д. При использовании этого метода срок подготовки отчетности, в том числе по стандартам МСФО, может быть сокращен с 10-15 дней до 1-3 дней.

ChernyavskayaАвтор статьи -
Оксана Чернявская,
действующий член Украинской ассоциации сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (УАСБА),
эксперт-консультант корпорации «Галактика»

Доступно на: Украинский

Задайте вопрос

 
Здравствуйте!

У Вас есть вопрос?

Наши специалисты
оперативно ответят Вам!

Задать вопрос

Return to Top ▲Return to Top ▲