Pages Navigation Menu
На главную На главную русской версии На главную украинской версии написать письмо

Автоматизированное управление ремонтами оборудования, EAM, управление ТОиР

Сочетание ППР и ремонтов по состоянию

Сочетание  ППР и ремонтов по состоянию

При планировании ТОиР определяются объемы ремонтных работ в соответствии с количеством объектов ремонта по типам (в натуральных показателях), а также определяются расходы на ТОиР (в стоимостных показателях).

Рассмотрим более детально процесс планирования ремонтов, его основные принципы и составляющие процесса.

Традиционно ТОиР делится на:

  • Планово-предупредительный ремонт;
  • Ремонт по состоянию.

Эти два вида различаются между собой основаниями для проведения ТОиР. В случае ППР причиной или основанием для начала ремонтных работ служит степень наработки оборудования (то есть время эксплуатации). А в случае ремонта по состоянию такая необходимость обуславливается фактическим состоянием оборудования с учетом его изношенности.

На практике очень часто плановые и фактические данные по ТОиР сильно отличаются: планировали потратить ремонтный фонд на одно, а по факту потратили совсем на другое. И даже если общая сумма расходов не превышена, отсутствие качественного планирования ТОиР может привести к проблемам работоспособности предприятия в дальнейшем.

Проанализируем «подводные камни» некорректного планирования ТОиР:

1. Некачественное планирование ремонтов приводит к реакции на проблему «в последний момент». Максимальный срок принятия решения при таком подходе – неделя. Такой вариант решения вопроса увеличивает вероятность аварий и досрочный износ оборудования. В результате производственной программе грозит срыв и невыполнение, а ремонтному фонду понадобятся дополнительные средства.

Ниже представлены результаты подобного планирования ТОиР на одном из анализируемых промышленных предприятий:

  • Межремонтный период выдержало только 30% оборудования
  • Простой оборудования увеличился на 16% по времени
  • Износ оборудования возрос на 15-20%
  • Прирост ежегодного ремонтного фонда составил 13-14%

Как видим, результаты довольно плачевные.

2. Неточность данных о техническом состоянии объектов и объемах работ не дает получить реальную стоимость ресурсов на ТОиР. Следовательно, возникают сложности при расчете суммы ремонтного фонда. В результате решения принимаются не экспертным путем, а на основании данных прошлых периодов и в зависимости от сложившейся ситуации на предприятии в целом. То есть – пальцем в небо.

Почему не совпадают план с фактом ТОиР?

Вот две основные причины:

  •  Планирование ТОиР на основе ППР неэффективно.
  •  Нет корректных данных по техническому состоянию производственных фондов.

Проанализируем их.

Планирование ТОиР по принципу ППР неэффективно

Основные принципы системы планово-предупредительных ремонтов формировались несколько десятков лет назад и уже устарели. Согласно проведенным в те времена исследованиям, ремонту подлежало оборудование, которое при тестировании показывало более 5% выхода из строя. При этом определялись ремонтная цикличность, состав и объемы работ.

В таком варианте планирования изначально были заложены недостатки:

  •  Игнорирование технологических условий эксплуатации оборудования и качества материальных ресурсов.
  •  Предоставление существенного «запаса прочности» оборудованию.

За последние десятилетия организация производственного процесса на промышленных предприятиях претерпела ряд значительных изменений. Сегодня многие предприятия внедряют новые технологии производства, используют современные материальные ресурсы, запчасти, детали. В процессе развития пошло увеличение срока эксплуатации оборудования, поэтому стал увеличиваться его межремонтный период.

Нет корректных данных по техническому состоянию производственных фондов

Отсутствие оперативного мониторинга не позволяет получить актуальные сведения по техническому состоянию оборудования.
Даже специализированные системы по мониторингу оборудования не всегда выдают точные результаты о его состоянии и периодически выдают ложные сообщения о возможной поломке. Это может происходить из-за ошибок в измерениях или когда изменилось техническое состояние оборудования после корректирования технологического режима.

Позитивный опыт планирования ТОиР

Прежде всего, точность планирования ТОиР зависит от актуальной информации о фактическом состоянии оборудования. То есть планирование ТОиР в будущем будет все более и более опираться на техническое состояние оборудования.

При этом полностью прекратить практику ППР нельзя, поскольку согласно нормативно-техническим документам система ППР обязательна для бесперебойной эксплуатации оборудования. Невыполнение условий нормативно-технической документации приводит к авариям, производственным травмам персонала, техногенным катастрофам и т.д.

Сегодня, как свидетельствуют результаты проведенных исследований, эффективно планируется ТОиР оборудования в тех организациях, которые придерживаются следующих принципов:

  •   Планирование ТОиР с использованием шкалы приоритетов.
  •  Сочетание системы ППР с планированием по состоянию оборудования.
  •  Планируем только то, что поддается планированию.

Расшифруем каждый из принципов.

Планирование ТОиР с использованием шкалы приоритетов

Расстановка приоритетов работ влияет на эффективное применение системы планирования ТОиР, особенно при ограниченных финансовых возможностях предприятия.

Различным типам оборудования присваиваются разные приоритеты. Самый высокий приоритет присваивается тем видам ремонтных работ, которые предписаны структурами технологического надзора. Своевременное выполнение таких работ обеспечивает безопасность и бесперебойность работы оборудования.

Сочетание системы ППР с планированием по состоянию оборудования

Когда мы объединяем два подхода к планированию ремонтов производственных фондов, это дает предприятию следующие преимущества:

  •  Использование различных составляющих планирования для разных видов работ и типов оборудования улучшает результаты планирования.
  •  Для постановки оборудования на ремонт анализируется не только его актуальное техническое состояние, но и его наработка, а также длительность эксплуатации.
  •  При таком подходе нивелируется проблема отсутствия точных и достоверных характеристик технического состояния ряда оборудования.

Планируем только то, что поддается планированию

Для каждого временного периода устанавливаются показатели с достоверностью планирования более 80 процентов. Такие показатели берутся за основу для планирования. По всем остальным показателям (не поддающимся точному планированию) используются среднестатистические данные либо просто создается определенный финансовый резерв.

По мере приближения периода планирования плановые показатели уточняются на основании характеристик о состоянии оборудования, данных по технологическим режимам работы, исполнении планов ТОиР ранних периодов. Для внесения уточнений в плановые показатели применяется система скользящего планирования. Скользящим планированием называют такую систему ведения планов, которая предполагает периодическое уточнение и дополнение исходных данных.

Периоды скользящего планирования:

  •  Среднесрочный – закладываются данные по плановому и прогнозному году;
  •  Краткосрочный – закладываются данные по плановому, проектному и прогнозному месяцу.

Детализируем задачи планирования по периодам.

Среднесрочное планирование

Основные показатели ТОиР и основания для среднесрочного планирования отображены в таблицах 1 и 2:

TO-tab1

TO-tab2

Для эффективности данной схемы планирования ТОиР необходимо наличие организационно-технологических документов по оборудованию. В первую очередь это относится к типовым дефектным ведомостям и технологическим картам производства работ. При отсутствии актуальной информации по техническому состоянию оборудования такие документы позволяют планировать ремонтные работы. Ведь основная масса видов и объемов ремонтных работ со временем не меняется.

Типовая дефектная ведомость, как и технологическая карта, разрабатывается для объектов ремонта и содержит данные о составе и объемах работ, потребности в материальных ресурсах, инструментах и оборудованию, трудовых ресурсах и т.д.

Дефектные ведомости реализованы в системе «Галактика ЕАМ»:

EAM-defect-vedom

Дефектная ведомость содержит состав ремонтных работ:

EAM-defect-sostav

Материальные нормы для выполнения ремонтных работ:

EAM-normy

Дефектные ведомости в системе «Галактика ЕАМ» также включают в себя: плановые и фактические сроки выполнения работ, трудозатраты персонала, расшифровку стоимости затрат на ремонт, перечень инструментов и оборудования для ремонта, другие данные.

Технологические карты (в отличие от дефектных ведомостей) составляются на отдельные составные части, узлы оборудования (а не на объект в целом). Они содержат информацию о структуре и объеме работ, а также о необходимых ресурсах (механизмы, агрегаты, запчасти, материальные и человеческие ресурсы).

Краткосрочное планирование

Для краткосрочного планирования используются существующие годовые планы, данные диагностики оборудования, акты и заключения внутреннего и внешнего контроля.

План ТОиР формируется для планового, проектного и прогнозного месяцев. Главной целью  краткосрочного планирования является уточнить и детализировать показатели из годового плана.

Схема помесячного скользящего планирования представлена на рисунке:

EAM-skolz-planir

Рассчитанные показатели на плановый месяц автоматически становятся производственными заданиями соответствующим подразделениям предприятия.

Выводы

Представленный вариант планирования ТОиР путем сочетания ППР и ремонта по состоянию оборудования позволяет использовать преимущества каждого из методов и нивелировать значительную долю возникающих проблем.

Реализация такого планирования увеличивает точность формирования ремонтного фонда и способствует более качественному выполнению ремонтных работ. В результате смешанная система планирования становится хорошим инструментом управления производственными активами предприятия и процессами ТОиР.

Доступно на: Украинский